Главная » 2014 » Октябрь » 4 » доклад Папка индивидуальных учебных достижений
18:24
доклад Папка индивидуальных учебных достижений

МБОУ «СОШ № 10»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА

 ШКОЛЬНОМ МЕТОДИЧЕСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ

 

 

 

 

«Папка индивидуальных учебных достижений» как средство организации системы внутренней накопительной оценки предметных и метапредметных  результатов

освоения  учебных программ учащимися начальных классов

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовила: Демина Наталья Юрьевна

учитель начальных классов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Г. Рузаевка

2013-2014 учебный год

 

«Папка индивидуальных учебных достижений» как средство организации системы внутренней накопительной оценки предметных и метапредметных  результатов

освоения  учебных программ учащимися начальных классов

То, что достигнуто, нужно сде­лать непосредственно зримым.

            Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования  (далее - ФГОС НОО) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной программы начального общего образования (далее – ООП НОО).

            Достижение предметных результатов на базовом уровне в любом образовательном учреждении – это аксиома, не нуждающаяся в обоснованиях и доказательствах.

            Достижение предметных и метапредметных результатов обеспечивается за счет основных компонентов образовательного процесса – учебных предметов, представленных в инвариантной части базисного плана. Это порождает ряд требований не только к содержанию и форме организации учебного процесса, но и к содержанию, критериям, методам и процедурам оценки.

Основным объектом оценки метапредметных результатов служит сформированность ряда регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных учебных  действий (далее - УУД), т. е. таких умственных действий учащихся, которые направлены на анализ и управление своей познавательной деятельностью. Совокупность всех учебных предметов обеспечивает возможность формирования всех УУД — при условии, что образовательный процесс ориентирован на достижение этих результатов.

Основное содержание оценки метапредметных результатов в начальной школе строится вокруг умения учиться, т. е. той совокупности способов действий, которая, собственно, и обеспечивает способность обучающихся к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

            На основании Закона «Об образовании» (ст. 32., п. 16) осуществление текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся относится к компетенции образовательного учреждения (далее - ОУ), и для осуществления этой деятельности в каждом ОУ разработана своя система контроля и оценки. Работа в режиме безотметочного обучения с первого класса требует наличия определенных условий, важнейшее из которых – добровольное принятие единой «оценочной политики» всеми членами педагогического коллектива.

            Система оценивания в ОУ должна быть организована так, чтобы с ее помощью можно было:

  • устанавливать, что знают и понимают учащиеся о мире, в котором живут;
  • давать общую и дифференцированную информацию о процессе преподавания и процессе учения;
  • отслеживать индивидуальный прогресс учащихся в достижении требований стандарта и в достижении планируемых результатов освоения программ начального образования;
  • обеспечивать обратную связь для учителей, учащихся и родителей;
  • отслеживать эффективность реализуемой учебной программы.

            Проблема получения качественной, объективной информации в области педагогической деятельности имеет важное значение. Без специального отслеживания трудно представить действие учителя и успешность освоения предмета учащимся. Накопление отметок при отсутствии чёткого понимания системы, не дает возможность объективно оценивать дея­тельность ученика.             

            В настоящее время актуален вопрос о введении, дополнительно к традиционным, новых видов, форм и методов и средств оценки динамики продвижения учащихся в учебном процессе, способствующих повышению мотивации и интереса к обучению, а также учитывающих инди­видуальные особенности учащихся. Значимость нового подхода к оценке достижений учащихся сегодня признается каждым учителем. Оценка достижений младших школьников показывает соотношение целей и результатов образовательного процесса.

            «Как определить качество образовательного процесса с наименьшими затратами? Как определить рост образования и образованности каждого ученика, а не класса в целом? Как оп­ределить качество развития учащихся?» - Этот вопрос задают себе многие учителя.

            Учитель должен владеть постоянной и системной информацией о том, как идет продви­жение каждого ученика по пути усвоения знаний и развитие его личности. Такую информацию можно получить, организуя систематическое отслеживание процесса обучения и фиксирование динамики его результатов. Нужен кропотливый учет, который возможен при проведении мони­торинга и анализе его результатов.

            Создание «Папки индивидуальных учебных достижений» (далее - ПИУД) является средством организации системы внутренней накопительной оценки результатов освоения  учебных программ учащимися начальных классов; дает возможность индивидуализировать процесс оценивания с сохранением в образовании 5-балльной системы. Данная технология дополняет традиционные контрольно-оценочные средст­ва. В ней заключены большие возможности для модернизации школьного обучения, т.е. для со­вершенствования процесса обучения в свете новых требований, предъявляемых в настоящее время к школе.

            Хотя утверждение, что школа XXI века - это «школа портфолио», т.е. когда портфолио выступает, как некая панацея, которая должна перевернуть всё традицион­ное образование, - явно преувеличено, освоение метода портфолио в школе может стать одним из важнейших направлений модернизации, но только при условии обеспечения его надлежащим теоретико-методологическим анализом и связанными с ним дидактико-методическими материа­лами. ПИУД рассматривается как систематический и специально организованный сбор доказательств, используемых учителем и учащимися для мо­ниторинга знаний.

            ПИУД - несомненно, удачная форма констатации, которая в от­личие от обычной отметки полностью лишена субъективизма, так как только содержательно констатирует выполненную ребенком работу. Она является наиболее адекватным методом интегральной (накопительной) оценки, демонстрируя усилия учащихся, прогресс и достижения в различных областях.

            Такой документ - продукт исследовательской деятельности учителя; продукт практико-ориентированного подхода к образованию; это новый подход к обучению, новый способ работы, выражающий современное, новое понимание процес­са преподавания и учения, новую культуру учения (Приложение №1).

            В работе над ПИУД очень важным является взаимодействие между учителем и учеником, в процессе которого определяются цели работы и вырабатываются критерии оценки, появляются новые цели и новые способы достижения старых целей обучения. Исходной при этом является мысль, что достижения нужно не оценивать, а документировать. То, что достигнуто, нужно сде­лать непосредственно зримым. Вопрос «что оценивать» решается просто, потому что сама сис­тема дает ответ на этот вопрос: «Оцениваться должен лишь результат определенного этапа обу­чения, так как оценивать знания ученика в период их формирования нецелесообразно».

            ПИУД - своеобразная выставка личных дости­жений ученика, в котором отслеживаются учебные достижения ребёнка по математике, русско­му языку, литературному чтению, окружающему миру; а так же общеучебные умения. Учителю и родителям становится понят­но, в какой области или в какой теме с ребёнком нужно поработать дополнительно. В этих же папках находятся анализы контрольных работ по математике, русскому языку. Данный доку­мент связан со всеми предметными областями, изучаемыми в начальной школе, что позволяет наглядно увидеть, в каких областях ученик добивается наилучших результатов и позволяет каж­дому ученику найти материал, отражающий его достижения.

            Документ может быть использован для ученической самооценки, в качестве рефлексии учениками своего развития и в процессе общения с родителями учеников  (Приложение №4). ПИУД способствует налаживанию нормального диалога между родителем и ребенком и получению родителями развернутой информации о том, чем их ребенок в школе за­нимается и как у него это получается. Родители же всегда могут узнать о том, как идут дела у их сына или дочери, каких успе­хов достиг их ребенок в обучении. Использование данной методики отслеживания достиже­ний имеет положительные отзывы учителей и родителей, которые в любой момент могут уви­деть уровень обученности ученика и динамику его развития. Эта работа индивидуальна. Результаты дея­тельности ребенка сравниваются только с его собственными первоначальными результатами: каким был, что знал и каким стал, что нового узнал и чему научился.

            Миссия использования ПИУД

  • Папка позволяет показать всем заинтересованным лицам, как учащийся справляется с программой обучения, как происходит формирование его самооценки.
  • Папка будет сопровождать ученика в течение всего обучения в начальной школе. Каж­дый год происходит отдельное формирование папок, что позволяет демонстрировать прогресс во времени как внутри каждого года обучения, так и на протяжении всех четы­рех лет.

Содержание  ПИУД

            В состав «Папки индивидуальных учебных достижений» каждого ребенка для характери­стики сторон, связанных с его учебной деятельностью, входят:

1) «Листы индивидуальных учебных достижений» (по каждому предмету) для отслеживания и оценивания предметных знаний. В них отражено со­держание ФГОС НОО (Приложе­ние №2); универсальные учебные действия (Приложе­ние №3); листы самооценки (Приложение №4). Так родители и сам ученик имеет возможность не только видеть работу, оценивать ее, но и соотносить с содержательной оценкой учителя, которая фор­мулируется не с позиции «что не так»,  а с позиции «что смог, что получилось». Список формируемых умений изменяется и дополняться  учителями.

            2)  подборка детских работ, которая демонстрирует нарастающие успешность, объем и глубину знаний, достижение более высоких уровней рассуждений, творчества, рефлексии. Та­кими работами могут быть следующие:

  • выборка письменных работ по предметам;
  • дневники читателя (Приложение №7, №8);
  • выборка работ по проведенным ребенком в ходе обучения мини-исследованиям и выпол­ненным проектам (по всем предметам);

            3) систематизированные материалы текущей оценки:

  • отдельные листы наблюдений,
  • оценочные листы и материалы процессов выполнения отдельных видов работ,
  • результаты стартовой диагностики (на входе, в начале обучения) и результаты тематиче­ского тестирования  (Приложение №5, №6);
  • выборочные материалы самоанализа и самооценки учащихся (Приложение №4);
  • листы итоговых оценок  (Приложение №9).

            Фиксирование учебных достижений учащихся в данной форме способствует:

  • повышению объективности контроля и оценки учебных достижений обучаемых;
  • обеспечению сопоставимости результатов тестирования для выявления сильных и слабых сторон разных технологий обучения, реализуемых в разных классах;
  • совершенствованию учебного процесса на основе рекомендаций, полученных при анали­зе результатов диагностических тестирований.

            Использование зафиксированных данных позволяет:

  • осуществлять мониторинг образовательных достижений учащихся с целью оценки каче­ства обучения и тенденций развития;
  • выявить факторы, позволяющие объяснить различия в образовательных результатах уча­щихся;
  • корректировать индивидуальные результаты учащихся;
  • оценить уровень образовательных достижений класса, ОУ с целью оценки деятельности учителей;
  • выбрать уровень изучения отдельных учебных предметов;
  • выявить тенденции в изменении качества образования по различным предметам;
  • отследить изменения в результатах обучения, которые происходят при переходе из на­чальной школы в основное звено.

 

Литература

  1. Закон Российской Федерации «Об образовании»  (в последней редакции от 17 07.2009).
  2. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / сост. Савинов. М.: Просвещение, 2010.
  3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Приказ Минобрнауки от 06.10.2009, № 373.
  4. Оценка достижения планируемых результатов начального общего образования. М.: Просвещение, 2009.
  5. Планируемы результаты начального общего образования. М.: Просвещение, 2009.
  6. Федеральный государственный стандарт начального общего образования. Приказ МОиН № 363 от 06 октября 2009 г., зарегистрирован Минюст № 17785 от 22 .12. 2009.
  7. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Приказ Минобрнауки от 06.10.2009, № 373.
  8. Гладкая И.В. Оценка образовательных результатов школьников: Учебно-методическое пособие / под общ. ред. А.П. Тряпициной. СПб.: КАРО, 2008.
  9. Гринченко И.С. Современные средства оценивания результатов обучения: учебно-методическое пособие. М.: УЦ Перспектива, 2008.
  10. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / под ред. А.Г. Асмолова. М.: Просвещение, 2008.
  11. Новые формы оценивания образовательных результатов учащихся: Учебно-методическое пособие для администраторов и педагогов общеобразовательной школы. СПб.: КАРО, 2006.
  12. О системе оценивания учебных достижений младших школьников в условиях безотметочного обучения в общеобразовательных учреждениях, участвующих в эксперименте по совершенствованию структуры и содержания общего образования. Письмо Минобразования России от 03.06.2003 г. № 13-51-120/13.
  13. Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы. Письмо Минобразования России от 25.09.2000г. № 2021 / 11–13
  14. Образовательные технологии: сб. материалов. М.: Баласс, 2008.
  15. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий: в 2 ч., Ч. 1 . М.: Просвещение, 2009.
  16. Т.И.Тюляева. Портфолио ученика, или Папка личных достижений: Сборник/ Автор-составитель Тюляева Т.И. - М.: Вентана-Граф.-2008.
  17. Н.В.Калинина, С.Ю.Прохорова, А.Я.Горбылева. Методика оценки учебных достижений в начальной школе: Практическое пособие.- М.: АРКТИ, 2006.
  18. Г.Ю.Ксензова. Оценочная деятельность учителя. Учебно - методическое пособие. -М.:Педагогическое общество России, 1999.
  19. М.М. Поташник. Управление качеством образования в школе. - М., 1996.
  20. С.Е.Шишов, В.А.Кальней. Школа: мониторинг качества образования.- М.:Пед.об-во России, 2000.
  21. И. Ю. Гутник. Педагогическая диагностика образованности школьников (Теория. История. Практика): учебное пособие / И. Ю. Гутник. — СПб.: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2000.
  22. Л. М. Голубева, Н. Л. Солянкина, Р. С. Кандаурова [и др.]. Результаты мониторингового ис­следования качества учебных достижений выпускников начальной школы, обучающихся в разных образовательных системах и по разным образовательным программам. — Красно­ярск: Издательство Красноярского краевого института повышения квалификации работни­ков образования, 2004.
  23. Лизинский В.М. Критерии оценки и стимулирование педагогической деятельности учителей как один из ресурсов управления образовательным процессом // Завуч, 2005, № 5.

 

Просмотров: 916 | Добавил: Сударыня | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar