Главная » Файлы » Мои файлы

Урок – отчет «Сказка мудростью богата или как стать сказочником?»
05.10.2014, 00:40

Урок – отчет «Сказка мудростью богата или как стать сказочником?»

Цели:

  1. раскрыть нравственный смысл сказок, рассмотреть категории добра и зла на примере прочитанных сказок;
  2. продолжить обучение элементам анализа художественного текста, умению сравнивать, обобщать;
  3. формирование прочной нравственной позиции, положительных ориентаций на распознавание истинной красоты.

Эпиграф: «Лишь добро одно бессмертно. Зло подолгу не живёт» Шота Руставели.

Оборудование: тексы сказок, иллюстрации к сказке, слайды, рисунки учащихся.

Ход урока

Ученик 1. Много жанров есть на свете: басни, повести, рассказ, (Слайд 1)  

Но с рождения любят дети волшебство и мир прекрас.

Что наш маленький народ, в мир волшебный унесет?

Полный смеха, света, краски, А зовется чудо – сказки!

 

Ученик 2  (Слайд 2)  

 

Сказки слушать я люблю,
Маму вечером молю:
Почитай мне эти сказки,
Я потом закрою глазки,
Будет сниться мне во сне,
Будто на лихом коне
Я скачу на бой с Кощеем,
Или с трёхголовым Змеем.
Побеждаю в сказке зло,
Людям делаю добро.
Все ребята это знают –
Сказки в жизни помогают:
Быть нам честными всегда,
Не бояться никогда,
Слабым помогать в пути,
К людям с добротой идти.

 

Песня «Приходи сказка».    (Слайд 3)  

 

Ученик 3.

Если сказка в дверь стучится,
Ты скорей ее впусти,
Потому что сказка – птица:
Чуть спугнешь – и не найти.
Ты за нею на порог,
А ее и нету…
Только тысячи дорог
Разбрелись по свету.
По какой она пойдет?
Где она покажется?
Плыть ли ей, или ходить,
Или мчать откуда,
Только там, где сказке быть,
Там случится чудо…
У нее чудес запас
И всегда готово
Каждый раз для всех для нас
Золотое слово!

 

 

Учитель: (Слайд 4)  

А будут ли золотыми словами слова известного грузинского государственного деятеля и поэта 17 века Шота Руставели: «Лишь добро одно бессмертно. Зло подолгу не живёт». Как вы его понимаете?

Учитель:  Далеко-далеко, в тридевятом царстве, в тридесятом государстве, за дремучими лесами, непроходимыми болотами есть удивительная волшебная страна. Живут там в мире и согласии сказки. И вы тоже, ребята, можете оказаться в этой стране. Хотите? Тогда давайте попробуем.

Ветер по морю гуляет,

Дует в паруса.

Никогда не перестанем верить в чудеса.

Где шумит волна морская,

Нас туда зовет, Лукоморье, цепь златая (Слайд 5)  

И ученый кот.            ( Появляется кот.)

 

 

Кот: Я давно раздарил,

Дорогие ребята,

Те волшебные сказки,

Что слышал когда-то

От зверей и от птиц,

От березок и елей,

От костров и созвездий,

Дождей и метелей,

От рассказчиков многих,

Заморских и наших,

Сказок просит ведь каждый -

Ну как не раздашь их!

И когда вы за сказкой

Пришли ко мне снова,

Я не знал, где возьму ее,

Честное слово.

 

Учитель:  Ах, какая незадача! Кот раздал все свои сказки. Нам нужно ему помочь пополнить запас сказок. Но как это сделать?

Ученик: Нужно самим стать сказочниками

Учитель: (Слайд 6) А как стать сказочником? Что должен уметь сказочник? (Сочинять сказки, рисовать иллюстрации к сказкам, быть актером, чтобы ярко представлять сюжет произведения)

Учитель: (Слайд 7) «Что такое сказка?»

Ответ: Сказка – занимательный рассказ о необыкновенных и вымышленных событиях и приключениях 

Учитель: «Какие бывают сказки?»

Дети: (Слайд 8)

Сказки делятся на народные   и    авторские. Они бывают волшебные,  бытовые  и  

сказки о животных.  

 

Ученик:

 

Сказки бывают разные: (Слайд 9)

                Синие, желтые, красные.

Если б вы в них побывали,

Тогда бы вы сами узнали:

Там оранжевый лес,

Как костер до небес,

Море сладкое там, несоленое,

Там высокое небо зеленое.

Сказки как страны заветные,

Чудеса в них живут семицветные.

 

 

Учитель: группа художников помогла оформить выставку рисунков.


Частушки

 

 

  1. Пропоем мы вам частушки,

Просим не смеяться,

Мы артисты молодые-

Можем застесняться.

 

 

  1. Книгу сказок подарили

В день рожденья моего

И, целуя, говорили:

«Нет чудесней ничего!»

 

 

  1. Стоит в поле теремок –

Узорчатые ставеньки.

Он вселил семью большую,

Хоть размером маленький.

 

  1. Жаль старик не догадался,

Что у рыбки попросить.

Он бы мог старуху злую

На царевну заменить.

 

  1. Ох, наш Вова всю неделю

Читал сказку про Емелю.

А теперь, чтоб не читать,

Хочет щуку ту поймать.

 

  1. Дедка репку посадил,

Вытащить старался.

Если б мышка не поспела,

Он бы надорвался.

 

  1. У Буратино нос всегда

Все вокруг исследует!

Но суется иногда,

Куда ему не следует.

 

  1. Колобок от деда с бабкой

С подоконника ушел.

Если бы лиса не съела,

Счастье с булочкой нашел.

 

  1. Топни ножка-нога,

Топни правенькая.

Много сказок прочитала,

Хоть и маленькая.

 

  1. От души мы вам пропели

Сказочные частушки.

Мы несколько не устали –

Жалко ваши ушки.

 

Учитель: 3 вопрос «Какие основные компоненты сказки вы знаете?» (Слайд 10)

Учитель: На уроках чтения мы выяснили, что сказка состоит из присказки, зачина, завязки и концовки.

- Что же такое присказка?

Иногда рассказчик обращается к присказке. Присказка - это короткий смешной рассказик, прибаутка, несколько слов, которые вводят в мир сказки, помогают слушателю настроиться на сказочный лад.

 

Начинаются наши сказки,
Заплетаются наши сказки
На море-океане,
На острове Буяне.
Там березонька стоит,
На ней люлечка висит,
В люльке зайка крепко спит.
Рядом бабушка сидит,
Зайке сказки говорит.
Сказки старинные,
Не короткие, не длинные...
Это присказка, а сказки?
Сказки дальше пойдут.

 

 

Начинается сказка с зачина. Зачин содержит сведения о главных героях, времени и месте событий. Он помогает начать сказку.

Учитель: - Какие известные зачины вы знаете? («Жили-были….,В некотором царстве, в некотором государстве…) Что же следует далее?

Дети: Далее следуют завязка (сказочные события).  

Учитель: Но вот сказка заканчивается, как её завершить?

Дети: Помогает рассказчику концовка. Например: - И я там был, и мёд я пил, по усам текло , а в рот не попало.

Учитель: Давайте послушаем группу сочинителей сказок.

Чтение сказок, придуманных детьми. (Слайд 11)

Учитель: Вот, уважаемый кот, сколько сказок придумали для тебя ребята. Они собрали их в одну книгу и решили подарить ее тебе, чтобы пополнить твой запас сказок.

 

Кот: Спасибо, ребята!

 

Учитель: Вы уже посмотрели выставку творческих работ. Прослушали сказки, сочиненные нашими «сказочниками». А теперь мы посмотрим в исполнении наших артистов  сказку на новый лад « Кому горшок мыть». (Слайд 12)

 

Сказка мудростью богата.

Скажем сказке: «Приходи!»

Это присказка, ребята,

Сказка будет впереди.


 

 

Автор. За высокими горами,
За зелёными лесами
Не на небе, на земле
Жил старик с женой в селе.
Целый день в делах старуха,
А старик не чешет уха.
На завалинке сидит,
Балалаечкой бренчит.
 

 


Старик: Тренди-бренди,
Тренди-брень…

Старуха. Дед, бренчать тебе не лень?

Старик.Тренди-бренди,
Трении-брень…

Старуха. Так бренчит вот целый день…( вздыхает, обращается к старику).

Хвати уж садись обедать!

Старик. Каши мне не грех отведать (садятся за стол едят кашу).
Каша славная была,
Прибирайся со стола!

Старуха. Нынче очередь твоя,
Кашу- то варила я!
Так, что мой горшочек смело…

Старик: не мужичье это дело,
Мыть горшок не сану я,
Значит очередь твоя

Старуха. Слушай, дед, давай играть.
Будем мы с тобой молчать,
Кто вперёд заговорит,
Тот горшок и будет мыть.

Старик. Я согласен, так и быть,
Прекращаем говорить.
Раз, два .три, четыре,пять,
Начинаем мы молчать.  (Старики молча садятся на лавку, в комнату вбегают их внучки).

Настя. Здравствуй, бабушка!  (старуха молчит , девочка удивляется)_.
И дед!
Что у вас тут на обед?

Катя. Да у них обеда нет!
Печь не топлена, гляди,
И в кадушке нет воды,
А в хлеву мычит корова.
Что случилось тут такого? ( девочки догадываются , в чём тут дело, подмигивают друг другу).

^ Настя .Видно, спят они тут сладко.
Катя, глянь, какая шапка!      (снимает с головы деда шапку, отдаёт Кате).

Катя. А какая балалайка!
На-ка, Настя, поиграй - ка!   ( Настя берёт балалайку)

Настя. На очки, Катюша, глянь!
Вещь хорошая не дрянь!   (снимает со старухи очки)
Ты, Катюша, в них – красотка,
Хоть висят до подбородка.    ( старики молчат и последних сил)

Катя. Чтоб ещё тут, Настя, взять?
Погляди –ка на кровать..

Настя. Это ж дедова дублёнка
С прошлогоднего телёнка.

Катя. Нам дублёночка сгодится.

Настя. А не будет дед сердиться?

Катя. Пока спят - они мы в дверь…

Старик. Нет уж. Не смолчу теперь!   ( выхватывает из рук Насти свой тулуп).
Чтоб тулупчик свой отдать?
Нет! Такому не бывать!

Настя. Не возьмём уж так и быть.

Старуха. Старик, вставай горшочек мыть.

Старик. Проиграл, придётся мыть..  ( моет горшок).

Старуха. Значит, так тому и быть!

Настя. Сказка – ложь, да в ней – намёк,

Катя. Всем, кто слушал нас, - урок!

Старик .Лень нам с вами не дружок!

Старуха. Что, Старик, помыл горшок?

 

 

Автор: Любят сказки все на свете,
Любят взрослые и дети,
Любят слушать и смотреть.
Сказки могут душу греть


Чудеса в них происходят,
Люди к счастью путь находят,
И, конечно же, добро
Побеждает ложь и зло

 

 

 

Кот. Спасибо вам, ребята. Вы мне очень помогли. Вы замечательные сказочники.

 

(Слайд 13)

 

Чтобы сказки не обидеть –
Надо их почаще видеть.
Их читать и рисовать,
Их любить и в них играть!
Сказки всех отучат злиться,
А научат веселиться,
Быть добрее и скромнее,
Терпеливее, мудрее,
Пети, Саши, Тани,
Леши, Кати, Вани.
И другие ребятишки,
Кто читать умеет книжки,
Сказки чаще “проверяйте”,
Ежедневно их читайте.

 

 

Викторина

(Слайд 14)

(Слайд 15)

(Слайд 16)

(Слайд 17)

(Слайд 18)

МОЛОДЦЫ! (Слайд 19)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Использованная литература и интернет – ресурсы:

http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/chtenie/zashchita-proekta-neizvedannye-tropinki-skazki

http://www.solnet.ee/skazki/index.html

Категория: Мои файлы | Добавил: Сударыня
Просмотров: 1251 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar